Слепая ярость: вспоминаем самые крутые масл-кары со скрытой оптикой

Слепая ярость: вспоминаем самые крутые масл-кары со скрытой оптикой

Глаза – это зеркало души, а по взгляду зачастую можно понять очень многое. С автомобилями — похожая история: в зависимости от дизайнерского решения по передней оптике «выражение лица» автомобиля может быть добродушным или же, напротив, брутально-агрессивным. Именно по второму пути пошли дизайнеры самых ярких масл-каров второй половины прошлого века. Сегодня мы вспомним, с кого это началось, и пройдемся по самым ярким представителям «слепых мускулов».

Начало

Первая официальная попытка скрыть фары на серийном автомобиле была предпринята еще до Второй мировой войны: дизайнер американской фирмы Cord Automobile Гордон Миллер Бьюриг, называвший себя «скульптором автомобильных кузовов», в 1936 году решил отказаться от выступающих каплеобразных фар на отдельных крыльях и скрыл их в полостях крыла, которое имело форму поплавка, использующегося на гидропланах. Таким образом, в неработающем состоянии фару не было видно, а очертания её корпуса по форме полностью повторяли линию крыла.

Слепая ярость: вспоминаем самые крутые масл-кары со скрытой оптикой

Первым автомобилем со скрытыми фарами стал американский Cord 810

Слепая ярость: вспоминаем самые крутые масл-кары со скрытой оптикой

Первым автомобилем со скрытыми фарами стал американский Cord 810

Слепая ярость: вспоминаем самые крутые масл-кары со скрытой оптикой

Первым автомобилем со скрытыми фарами стал американский Cord 810

Слепая ярость: вспоминаем самые крутые масл-кары со скрытой оптикой

Первым автомобилем со скрытыми фарами стал американский Cord 810

Слепая ярость: вспоминаем самые крутые масл-кары со скрытой оптикой

Первым автомобилем со скрытыми фарами стал американский Cord 810

Слепая ярость: вспоминаем самые крутые масл-кары со скрытой оптикой

Первым автомобилем со скрытыми фарами стал американский Cord 810

На панели приборов была предусмотрена рукоятка, с помощью которой водитель вручную поднимал фары для освещения дороги.

Слепая ярость: вспоминаем самые крутые масл-кары со скрытой оптикой

Кроме инновационного расположения оптики Cord имел и множество других новшеств — к примеру, привод на передние колёса (!), несущий кузов, независимая передняя подвеска и полуавтоматическая трансмиссия. Увы, первый блин вышел комом: из-за технических проблем откровенно «сырой» и изобилующий детскими болезнями, но при этом очень нетривиальный Cord так и не снискал признания рынка, причём проблему не решил даже куда более мощный и скоростной Cord 812. В 1937-м компания успешно обанкротилась. Однако уже в следующем, 1938 году, американская же компания Buick показала первый в истории мирового автопрома концепт кар Y-Job, дизайн которого разработал Харли Эрл. Этот двухдверный концепт также отличался скрытой оптикой, однако фары у машины «появлялись и пропадали» уже с помощью электричества!

Слепая ярость: вспоминаем самые крутые масл-кары со скрытой оптикой

Buick Y-Job – первый концепт-кар. За рулём на первом фото – сам Харли Эрл

Слепая ярость: вспоминаем самые крутые масл-кары со скрытой оптикой

Buick Y-Job – первый концепт-кар. За рулём на первом фото – сам Харли Эрл

Слепая ярость: вспоминаем самые крутые масл-кары со скрытой оптикой

Buick Y-Job – первый концепт-кар. За рулём на первом фото – сам Харли Эрл

Слепая ярость: вспоминаем самые крутые масл-кары со скрытой оптикой

Buick Y-Job – первый концепт-кар. За рулём на первом фото – сам Харли Эрл

Слепая ярость: вспоминаем самые крутые масл-кары со скрытой оптикой

Buick Y-Job – первый концепт-кар. За рулём на первом фото – сам Харли Эрл

Увы, грянувшая вскоре война внесла свои коррективны и производителям стало не до экспериментов даже в относительно благополучной в плане военных потерь Америке. А отделение DeSoto, выпускавшие автомобили «повышенной престижности» по сравнению с обычными Бьюиками, при всей своей аэродинамичности имели фары, открытые всем ветрам и взорам, пусть и изящно вписанные в передок обтекаемой формы.

Слепая ярость: вспоминаем самые крутые масл-кары со скрытой оптикой

Обтекаемые, но открытые: оптика на DeSoto Airflow была интегрированной в переднюю часть

Слепая ярость: вспоминаем самые крутые масл-кары со скрытой оптикой

Обтекаемые, но открытые: оптика на DeSoto Airflow была интегрированной в переднюю часть

Слепая ярость: вспоминаем самые крутые масл-кары со скрытой оптикой

Обтекаемые, но открытые: оптика на DeSoto Airflow была интегрированной в переднюю часть

Слепая ярость: вспоминаем самые крутые масл-кары со скрытой оптикой

Обтекаемые, но открытые: оптика на DeSoto Airflow была интегрированной в переднюю часть

Впоследствии к теме скрытых, а не просто подъемных фар в мире вернулись спустя несколько десятилетий.

Ослепленные мощностью

Считается, что у истоков этого решения стояла, опять-таки, компания Buick со своей моделью Riviera, появившейся в 1963 году.

Билл Митчелл из General Motors вдохновлялся довоенными американскими автомобилями с их вертикальным расположением решетки радиатора, но попытка «приделать её в лоб», которую предприняли многие дизайнеры вроде фордовцев с их Edsel оказалась неудачной. Митчелл же взглянул на это по-новому, установив не одну вертикальную решетку, а целых две, причем по краям горизонтальной решетки более традиционного стиля. В первоначальном концептуальном варианте Buick Riviera Silver Arrow Concept Car на широкой горизонтальной решетке вообще не наблюдалось никакой оптики, что визуально делало и без того немаленькую машину более широкой и приземистой.

Слепая ярость: вспоминаем самые крутые масл-кары со скрытой оптикой

Buick Riviera Silver Arrow Concept Car

Слепая ярость: вспоминаем самые крутые масл-кары со скрытой оптикой

Buick Riviera Silver Arrow Concept Car

Слепая ярость: вспоминаем самые крутые масл-кары со скрытой оптикой

Buick Riviera Silver Arrow Concept Car

Слепая ярость: вспоминаем самые крутые масл-кары со скрытой оптикой

Buick Riviera Silver Arrow Concept Car

Но ведь без фар на серийном автомобиле не поездишь, верно? На первых серийных версиях, была предусмотрена традиционная «открытая» оптика, расположенная по краям решетки.

Слепая ярость: вспоминаем самые крутые масл-кары со скрытой оптикой

Слепая ярость: вспоминаем самые крутые масл-кары со скрытой оптикой

Слепая ярость: вспоминаем самые крутые масл-кары со скрытой оптикой

Однако наиболее эффектно и даже брутально смотрелась, разумеется, «слепая» версия, визуально лишённая фар, которая вышла в 1965-м. Головная оптика у этой машины была, просто расположили её за теми самыми вертикальными «трёхмерными» решетками сложного дизайна, которые завершали линии передних крыльев на передних торцах. А при необходимости решетки «разъезжались» при помощи пневмопривода, открывая вертикально расположенные фары.

Слепая ярость: вспоминаем самые крутые масл-кары со скрытой оптикой

Особой пикантности придавало то, что Митчелл изначально рисовал ни разу не Buick, а вполне себе Cadillac LaSalle, однако в самый последний момент боссы GM передумали выпускать столь радикальный по внешности Cadillac и решили производить машину под более «народной» маркой — как оказалось, предпочтение отдали старейшему бренду Buick.

Самый красивый и замечательный: основатель Jaguar Уильям Лайонс заявил, что «команда Buick проделала замечательную работу», Серджио Пининфарина сказал, что «это один из самых красивых американских автомобилей всех времен», а известный промышленный дизайнер Реймонд Лоуи во время дебюта новой модели Buick в Париже назвал Riviera «самым красивым американским серийным автомобилем.

Нужно понимать, что после «авиационной» темы с гротескными килями на задних крыльях и обилием хрома потенциальный покупатель был готов практически к чему угодно — особенно, если это круто выглядело

На более поздних вариантах Ривьеры выпуска 1966-1970 годов с куда более спокойным дизайном фары головного света в нерабочем положении прятались за центральной решеткой со сдвижными секциями.

Слепая ярость: вспоминаем самые крутые масл-кары со скрытой оптикой
Слепая ярость: вспоминаем самые крутые масл-кары со скрытой оптикой

Во втором поколении дизайн Riviera cтал менее экспрессивным

Слепая ярость: вспоминаем самые крутые масл-кары со скрытой оптикой
Слепая ярость: вспоминаем самые крутые масл-кары со скрытой оптикой

Решетка или оптика: на Ривьере четыре круглые фары было видно только тогда, когда они светили

Слепая ярость: вспоминаем самые крутые масл-кары со скрытой оптикой

Здесь хорошо видно, куда девались фары в нерабочем положении

В частности, «слепыми» стали многие модели так называемых «масл-каров», которым такое решение подходило, что называется, «идеологически», ведь эти машины были самыми отъявленными «плохими парнями» в автомобильном мире и скрытые фары лишь подчеркивали сущность «мускулов». Просто взгляните на них – неудивительно, что это дизайнерское решение до сиз пор будоражит умы тюнеров и фанатов.

Слепая ярость: вспоминаем самые крутые масл-кары со скрытой оптикой

Отличник ГТО: Pontiac GTO был одним из самых красивых «мускулов» всех времен и народов

Слепая ярость: вспоминаем самые крутые масл-кары со скрытой оптикой

Отличник ГТО: Pontiac GTO был одним из самых красивых «мускулов» всех времен и народов

Слепая ярость: вспоминаем самые крутые масл-кары со скрытой оптикой

Отличник ГТО: Pontiac GTO был одним из самых красивых «мускулов» всех времен и народов

Слепая ярость: вспоминаем самые крутые масл-кары со скрытой оптикой

Отличник ГТО: Pontiac GTO был одним из самых красивых «мускулов» всех времен и народов

Слепая ярость: вспоминаем самые крутые масл-кары со скрытой оптикой

Отличник ГТО: Pontiac GTO был одним из самых красивых «мускулов» всех времен и народов

Слепая ярость: вспоминаем самые крутые масл-кары со скрытой оптикой

Cougar с переводе с английского означает «пума», но в дикой природе пума с таким дизайном морды вряд ли смогла бы выжить

Слепая ярость: вспоминаем самые крутые масл-кары со скрытой оптикой

Cougar с переводе с английского означает «пума», но в дикой природе пума с таким дизайном морды вряд ли смогла бы выжить

Слепая ярость: вспоминаем самые крутые масл-кары со скрытой оптикой

Cougar с переводе с английского означает «пума», но в дикой природе пума с таким дизайном морды вряд ли смогла бы выжить

Слепая ярость: вспоминаем самые крутые масл-кары со скрытой оптикой

Cougar с переводе с английского означает «пума», но в дикой природе пума с таким дизайном морды вряд ли смогла бы выжить

Слепая ярость: вспоминаем самые крутые масл-кары со скрытой оптикой

Cougar с переводе с английского означает «пума», но в дикой природе пума с таким дизайном морды вряд ли смогла бы выжить

Слепая ярость: вспоминаем самые крутые масл-кары со скрытой оптикой

Cougar с переводе с английского означает «пума», но в дикой природе пума с таким дизайном морды вряд ли смогла бы выжить

Слепая ярость: вспоминаем самые крутые масл-кары со скрытой оптикой

Cougar с переводе с английского означает «пума», но в дикой природе пума с таким дизайном морды вряд ли смогла бы выжить

Слепая ярость: вспоминаем самые крутые масл-кары со скрытой оптикой

Cougar с переводе с английского означает «пума», но в дикой природе пума с таким дизайном морды вряд ли смогла бы выжить

Слепая ярость: вспоминаем самые крутые масл-кары со скрытой оптикой

Cougar с переводе с английского означает «пума», но в дикой природе пума с таким дизайном морды вряд ли смогла бы выжить

Слепая ярость: вспоминаем самые крутые масл-кары со скрытой оптикой

Cougar с переводе с английского означает «пума», но в дикой природе пума с таким дизайном морды вряд ли смогла бы выжить

Слепая ярость: вспоминаем самые крутые масл-кары со скрытой оптикой

Cougar с переводе с английского означает «пума», но в дикой природе пума с таким дизайном морды вряд ли смогла бы выжить

Слепая ярость: вспоминаем самые крутые масл-кары со скрытой оптикой

Cougar с переводе с английского означает «пума», но в дикой природе пума с таким дизайном морды вряд ли смогла бы выжить

Слепая ярость: вспоминаем самые крутые масл-кары со скрытой оптикой

Cougar с переводе с английского означает «пума», но в дикой природе пума с таким дизайном морды вряд ли смогла бы выжить

Слепая ярость: вспоминаем самые крутые масл-кары со скрытой оптикой

Cougar с переводе с английского означает «пума», но в дикой природе пума с таким дизайном морды вряд ли смогла бы выжить

Слепая ярость: вспоминаем самые крутые масл-кары со скрытой оптикой

Dodge Charger – любимый вариант плохих парней. В том числе, и в кино

Слепая ярость: вспоминаем самые крутые масл-кары со скрытой оптикой

Dodge Charger – любимый вариант плохих парней. В том числе, и в кино

Слепая ярость: вспоминаем самые крутые масл-кары со скрытой оптикой

Dodge Charger – любимый вариант плохих парней. В том числе, и в кино

Слепая ярость: вспоминаем самые крутые масл-кары со скрытой оптикой

Dodge Charger – любимый вариант плохих парней. В том числе, и в кино

Слепая ярость: вспоминаем самые крутые масл-кары со скрытой оптикой

Dodge Charger – любимый вариант плохих парней. В том числе, и в кино

Слепая ярость: вспоминаем самые крутые масл-кары со скрытой оптикой

Передок Oldsmobile Toronado стилистически напоминал по дизайну позднюю Ривьеру

Слепая ярость: вспоминаем самые крутые масл-кары со скрытой оптикой

Передок Oldsmobile Toronado стилистически напоминал по дизайну позднюю Ривьеру

Слепая ярость: вспоминаем самые крутые масл-кары со скрытой оптикой

Передок Oldsmobile Toronado стилистически напоминал по дизайну позднюю Ривьеру

Слепая ярость: вспоминаем самые крутые масл-кары со скрытой оптикой

Передок Oldsmobile Toronado стилистически напоминал по дизайну позднюю Ривьеру

Слепая ярость: вспоминаем самые крутые масл-кары со скрытой оптикой

Обман зрения: Plymouth Fury на изображениях пытались сделать еще шире, чем он был на самом деле

Слепая ярость: вспоминаем самые крутые масл-кары со скрытой оптикой

Обман зрения: Plymouth Fury на изображениях пытались сделать еще шире, чем он был на самом деле

Слепая ярость: вспоминаем самые крутые масл-кары со скрытой оптикой

Обман зрения: Plymouth Fury на изображениях пытались сделать еще шире, чем он был на самом деле

Слепая ярость: вспоминаем самые крутые масл-кары со скрытой оптикой

Обман зрения: Plymouth Fury на изображениях пытались сделать еще шире, чем он был на самом деле

Слепая ярость: вспоминаем самые крутые масл-кары со скрытой оптикой

Обман зрения: Plymouth Fury на изображениях пытались сделать еще шире, чем он был на самом деле

Слепая ярость: вспоминаем самые крутые масл-кары со скрытой оптикой

Chevrolet Camaro некоторое время тоже был «слепым». И грозным

Слепая ярость: вспоминаем самые крутые масл-кары со скрытой оптикой

Chevrolet Camaro некоторое время тоже был «слепым». И грозным

Слепая ярость: вспоминаем самые крутые масл-кары со скрытой оптикой

Chevrolet Camaro некоторое время тоже был «слепым». И грозным

Слепая ярость: вспоминаем самые крутые масл-кары со скрытой оптикой

Chevrolet Camaro некоторое время тоже был «слепым». И грозным

Слепая ярость: вспоминаем самые крутые масл-кары со скрытой оптикой

Chevrolet Camaro некоторое время тоже был «слепым». И грозным

Слепая ярость: вспоминаем самые крутые масл-кары со скрытой оптикой

Так вот ты какой, Chrysler 300 здорового человека!

Слепая ярость: вспоминаем самые крутые масл-кары со скрытой оптикой

Так вот ты какой, Chrysler 300 здорового человека!

Слепая ярость: вспоминаем самые крутые масл-кары со скрытой оптикой

Так вот ты какой, Chrysler 300 здорового человека!

Слепая ярость: вспоминаем самые крутые масл-кары со скрытой оптикой

Так вот ты какой, Chrysler 300 здорового человека!

Слепая ярость: вспоминаем самые крутые масл-кары со скрытой оптикой

Так вот ты какой, Chrysler 300 здорового человека!

Слепая ярость: вспоминаем самые крутые масл-кары со скрытой оптикой

Гомер, Мильтон и Флитвуд: оказывается, «слепым» был даже Его Величество Cadillac!

Слепая ярость: вспоминаем самые крутые масл-кары со скрытой оптикой

Гомер, Мильтон и Флитвуд: оказывается, «слепым» был даже Его Величество Cadillac!

Слепая ярость: вспоминаем самые крутые масл-кары со скрытой оптикой

Гомер, Мильтон и Флитвуд: оказывается, «слепым» был даже Его Величество Cadillac!

Именно шестидесятые стали золотым временем, подарившим нам такой мощный стилистический прием, как оптика, спрятанная за решеткой радиатора.

Да, в те времена, в которых бы с удовольствием жил бы любой «петролхэд», автопроизводителям не нужно было заморачиваться ни экологическими нормами, ни показной экономичностью своих моделей, ни их активной и пассивной безопасностью с точки зрения сохранности обитателей салона и пассажиров. А в известной поговорке про страсть, вещества и рок-н-ролл последний был самой безобидной составляющей…

Слепая ярость: вспоминаем самые крутые масл-кары со скрытой оптикой

Однако уже в семидесятые годы оптика на подавляющем большинстве «американцев» стала традиционно-открытой, а из немногочисленных исключений из общего правила можно вспомнить разве что Lincoln Continental Mark III, который позиционировался как прямой конкурент Cadillac Eldorado.

Слепая ярость: вспоминаем самые крутые масл-кары со скрытой оптикой

«А Марк был хороший…» И со скрытой оптикой, заметим

Слепая ярость: вспоминаем самые крутые масл-кары со скрытой оптикой

«А Марк был хороший…» И со скрытой оптикой, заметим

Слепая ярость: вспоминаем самые крутые масл-кары со скрытой оптикой

«А Марк был хороший…» И со скрытой оптикой, заметим

Однако дизайн стремительно менялся, и многие автомобильные художники американских компаний поняли, что открытой оптикой можно и нужно подчеркивать «выражение лица», не используя в семидесятые годы приёмы прошлого. Что, впрочем, не мешало использовать подъемную оптику на откровенно спортивных моделях – но именно подъемную, а не просто скрытую за решеткой или непрозрачным щитком.

Почему же исчезли с американских машин исчезли скрытые, а то и просто подъемные фары? Во-первых, пневматические или электрические механизмы не отличались высокой надёжностью и со временем «слепые» машины в прямом смысле становились «подслеповатыми», что было явно небезопасно. Во-вторых, довольно жесткие правила безопасности в части формы головного освещения на автомобилях, продаваемых на рынке США, накладывали существенные ограничения, которые заставили производителей просто отказаться от подобного решения. Ведь у него было единственное очевидное преимущество — эстетическая составляющая, а вот все остальные особенности, по сути, являлись довольно существенными недостатками. К примеру, попробуйте на машине с подобной оптикой просто «мигнуть» встречному дальним светом фар, как это принято у нас в отдельных случаях!

 

Источник

Оставьте комментарий